Электронный свидетель обучения. Инструктаж переводят в цифровой формат
04.07.2019

Электронный свидетель обучения. Инструктаж переводят в цифровой формат

Внедрение электронной подписи при прохождении инструктажей по технике безопасности труда повысит их качество. К такому выводу пришли участники совещания, организованного ОАО «РЖД» 25–26 июня в Центре научнотехнической информации и библиотек (ЦНТИБ) РЖД.


Отказаться от бумаги

Участниками встречи стали специалисты по охране труда крупных работодателей – ОАО «РЖД», госкорпорации

«Росатом», ПАО «Северсталь», АО «Концерн Росэнергоатом», АО «Объединённая металлургическая компания», АО «Сибирская угольная энергетическая компания», АО «Авиакомпания «Сибирь», ПАО «Юнипро».

«Хозяйственная деятельность у всех разная, но проблемы в области охраны труда одинаковые и подходы к обеспечению безопасности работников похожи», – считает начальник технического отдела Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» (ЦБТ) Николай Сосунов.

Чаще всего трагедии происходят из-за того, что работники не выполняют правила техники безопасности или работодатели не создают условия для безопасного труда. Снижение влияния человеческого фактора во многом достигается за счёт обучения персонала, в том числе инструктажей по охране труда, уверены в ОАО «РЖД».

Но фактическое положение дел с проведением инструктажей таково, что организация не может контролировать этот процесс, отметил начальник Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» Пётр Потапов.

По его словам, невозможно проконтролировать, проводится инструктаж реально или только на бумаге.

«Качество проведения инструктажей зависит только от сознательности лица, его проводящего. Ведение инструктажей и контроль за ними происходят на бумаге, предприятия буквально тонут в журналах проведения инструктажей по охране труда, заверенных ручной подписью, – подчеркнул Пётр Потапов. – В ОАО «РЖД» за 2018 год проведено свыше 36 млн инструктажей, а действующих журналов инструктажей по охране труда насчитывается свыше 87 тыс. Мы тратим на это 35 тонн бумаги».

Компании с разветвлённой и удалённой филиальной сетью (и это касается не только ОАО «РЖД»), чтобы доказать надзорным органам факт прохождения работником обучения, вынуждены пересылать эти журналы почтой.

В связи с этим ОАО «РЖД» во время V Всероссийской недели охраны труда, которая проходила в Сочи в апреле, выступило с инициативой внедрения электронной регистрации инструктажей по охране труда и нарядов-допусков на производство работ. «Однозначно, что мы за эту инициативу», – выразил тогда позицию ведомства директор Департамента условий и охраны труда Минтруда Валерий Корж.

Он отметил, что ключевым является признание надзорными органами электронных версий журнала инструктажа как полноценного аналога бумаги. Минтруд не намерен жёстко регламентировать и навязывать компаниям какой-то один-единственный вид идентификации работников.

На совещании компании поделились своими наработками. К примеру, во всех подразделениях СУЭК внедрён программный комплекс «Единая книга предписаний и формирования сменных нарядов». С помощью личной карты работник проходит процедуру допуска к работе, получает наряд на смену – это заменяет отметку в соответствующих журналах. В СИБУРе оформление наряда-допуска на выполнение газоопасных, огневых и ремонтных работ также происходит в электронном виде.

Применение цифровых технологий в инструктажах – переход на электронные журналы или внедрение электронной подписи для идентификации работников – позволит контролировать допуск персонала к работам, говорит Пётр Потапов. «Графики проведения инструктажей можно формировать в электронном виде, что значительно оптимизирует работу всех участников процесса и, следовательно, повысит производительность труда. У надзорных органов же появляется надёжный инструмент дистанционной проверки, выполняет ли компания свои обязательства по проведению инструктажей и выдаче нарядов-допусков или нет», – отметил он во время заседания в ЦНТИБ.

«Идентифицировать работника можно разными способами: посредством личных метрик человека, с использованием его графической подписи, фотографии и видеофиксации, возможно, и геопозиции работника, подкрепляя эти метрики технологиями криптозащиты, которые обеспечат неизменность и доверие к составу данных, дате и времени подписи и подписанту, – говорит генеральный директор Клинского института охраны и условий труда Андрей Москвичёв. – Но цифровой аналог обычной подписи поможет полностью исключить подделку журналов и удостоверений об обучении, ему точно можно доверять».

Но распространению этих практик мешают законодательные барьеры – для оцифровки журналов и подписи необходимо внести изменения в нормативные правовые акты. Пётр Потапов сообщил, что ОАО «РЖД» готово не только участвовать в разработке соответствующей нормативной базы, но и предоставлять свои производственные площадки для испытаний технических средств и программного обеспечения.


Изменить систему учёта

Участники совещания в ЦНТИБ поддержали и другое предложение ОАО «РЖД» – изменить процедуру учёта несчастных случаев. Так, предлагается выделить в одну графу в статистической отчётности ЧП, которые произошли вследствие стихийного бедствия или по вине третьих лиц, в другую – ЧП, произошедшие по вине организации или самого работника.

Дело в том, что действующим порядком такое разделение не предусмотрено: все случаи травмирования отражаются в статистике за отчётный период в совокупности, что не позволяет оценить действительное состояние дел в сфере обеспечения безопасности труда работников в компании.

«Разработанные мероприятия на пути к достижению целей нулевого травматизма не могут исключить абсолютно все риски травмирования. Есть ЧП, которые происходят по не зависящим от нас причинам. Это может быть травма, полученная во время стихийного бедствия, где виновных вообще нет, или, например, ДТП, случившееся по вине стороннего лица, где пострадал наш работник», – отметили в ЦБТ.

Так, 1 июля на перегоне Заваруйка – Себеж водитель грузового автомобиля, грубо нарушив Правила дорожного движения, выехал на железнодорожный переезд перед приближающимся рабочим поездом, машинист применил экстренное торможение, но расстояние было недостаточным для предотвращения столкновения. В результате ДТП машинист поезда погиб на месте аварии, помощник машиниста был госпитализирован в тяжёлом состоянии и позже скончался. Также пострадали трое работников, находившихся в поезде.

«Смешивать такие происшествия с ЧП по вине работника или организации некорректно», – уверены в ЦБТ.

В Министерстве труда с позицией РЖД по этому вопросу согласны: ведомство уже обратилось в Росстат с предложением пересмотреть подход к статистическому учёту несчастных случаев.

Мотивировать защитников

Участники совещания выступили с ещё одной инициативой – учредить всероссийскую награду за достижения в области охраны труда. В ближайшее время Клинский институт охраны и условий труда займётся разработкой соответствующего положения и направит его на утверждение в Минтруд.


Возврат к списку