Из отчёта о деятельности Федеральной службы по труду и занятости за 2018 год
29.05.2019

Из отчёта о деятельности Федеральной службы по труду и занятости за 2018 год

Анализ результатов надзорной деятельности государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации свидетельствует, что причинами и условиями сохраняющейся массовости нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на протяжении последних лет является:

  • неисполнение должностными лицами работодателя своих должностных обязанностей (недостаточное знание положений трудового законодательства);

  • слабая дисциплина труда;

  • желание работодателей свести к минимуму расходы на юридическую службу и грамотное кадровое обеспечение своей организации;

  • низкая активность представителей малого бизнеса при проведении семинаров, совещаний по вопросам разъяснения действующих норм трудового и административного законодательства Российской Федерации;

  •  отсутствие четко проработанных и эффективных механизмов,способствующих стимулированию работодателя по соблюдению трудового законодательства;

  • нестабильное финансовое состояние организаций (отсутствие заказов и прекращение работы предприятий, применение процедур банкротства);

  • отсутствие системы управления охраной труда, как основного фундамента соблюдения трудового законодательства;

  • отсутствие информированности руководителей и специалистов организаций по вопросам трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

  • нежелание работодателей связывать себя дополнительными обязательствами перед работниками, внедрять цивилизованные правила социального партнерства, особенно в негосударственном секторе экономики.

В целях устранения нарушений трудового законодательства, выявленных территориальными органами Роструда в ходе проведённых в 2018 году проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также в ходе проводимых в установленном порядке расследований обстоятельств и причин несчастных случаев на производстве работодателям было выдано более 76,0 тыс. обязательных для исполнения предписаний, что составило 81,1% от уровня 2017 года. При этом относительное количество предписаний, выданных в течение года в среднем одним госинспектором труда, составило 41,4 предписания, что меньше данного показателя 2017 года на 8,7%.

В 2018 году Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами продолжалось осуществление системного государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Так государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации в порядке реализации представленных полномочий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей было проведено 137 тыс. проверок по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Из общего количества выявленных нарушений (323 тыс.), было выявлено 7,7 тыс. нарушений по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве. Вместе с тем, в 2018 году по Российской Федерации сохранилась тенденция снижения уровня общего травматизма. Всего произошло 5 394 несчастных случая с тяжелыми последствиями (в 2017 году – 6 193), снижение на 13%. 

В результате несчастных случаев с тяжелыми последствиями в 2018 году по Российской Федерации в организациях всех видов экономической деятельности погибли – 1 470 работников, что на 241 человек или на 13% меньше, чем в 2017 году (1 711 человек).

В 2018 году в хозяйствующих субъектах в результате несчастных случаев с тяжелыми последствиями на производстве погибли 82 женщины (в 2017 году – 117 человек), зарегистрирован 1 случай гибели работника в возрасте до восемнадцати лет (в 2017 году – 1 человек).

В 2018 году снижение количества погибших в результате несчастных случаев с тяжелыми последствиями по сравнению с 2017 годом отмечено в хозяйствующих субъектах, осуществляющих деятельность в сфере строительства, обрабатывающих производств, транспортировки и хранения, сельском, лесном хозяйстве, охоте, рыболовстве и рыбоводстве, а также в ряде других видов экономической деятельности.

В то же время наиболее высокий уровень производственного травматизма со смертельным исходом традиционно наблюдается в организациях таких видов экономической деятельности, как строительство, обрабатывающие производства, сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство, транспортировка и хранения, добыча полезных ископаемых.

Одним из основных методов снижения уровня производственного травматизма является осуществление планомерных мероприятий по федеральному государственному надзору за состоянием условий и охраны труда в организациях, обеспечение максимального охвата проверяемых предприятий.

В частности, государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации проверяют соблюдение работодателями установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве.

Наряду с этим, государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации осуществляется целенаправленная работа по выявлению несчастных случаев на производстве, сокрытых работодателями от расследования и учета.


Основными формами работы государственных инспекторов труда (по охране труда) в данном направлении являются:

  • проведение проверок организаций по вопросам соблюдения установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

  • сверка учетных данных медицинских организаций (в том числе в органах судебно-медицинской экспертизы) с целью выявления информации о травмированных (погибших) работниках;

  • сверка оперативных данных о пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации;

  • сверка данных о несчастных случаях на производстве с правоохранительными органами, включая органы прокуратуры;

  • мониторинг средств массовой информации.


В результате осуществления указанных мероприятий государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации выявляются и расследуются в установленном порядке сокрытые несчастные случаи на производстве.

Так, в ходе осуществления системных мероприятий по выявлению фактов сокрытия работодателями несчастных случаев на производстве в 2018 году должностными лицами федеральной инспекции труда было выявлено и расследовано в установленном порядке 562 сокрытых несчастных случая на производстве, включая 172 несчастных случая со смертельным исходом. При этом количество выявленных сокрытых несчастных случаев имеет тенденцию к сокращению на 19% в год, а количество выявленных сокрытых несчастных со смертельным исходом на 17% в год.

В целях обеспечения государственного надзора и контроля за соблюдением установленного порядка расследования несчастных случаев на производстве, а также максимального исключения случаев нарушения прав работников, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, и членов их семей, в 2018 году было выявлено 7,7 тыс. нарушений (в 2017 году – 9,5 тыс. нарушений) по результатам проведенных проверок по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве.

По результатам проведенных расследований несчастных случаев на производстве государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации было направлено в органы прокуратуры 6 155 материалов для рассмотрения вопроса о привлечении к уголовной ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях требований трудового законодательства в связи с несчастными случаями на производстве. По ним было возбуждено 340 уголовных дел.

Анализ состояния производственного травматизма в разрезе основных видов экономической деятельности показал, что в число видов экономической деятельности, с наибольшей численностью травмированных в 2018 году вошли такие виды экономической деятельности как строительство, обрабатывающие производства, транспортировка и хранение, сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство.

По оперативным данным в 2018 году произошло 5 394 несчастных случая на производстве с тяжёлыми последствиями, из общего количества несчастных случаев 3 894 тяжелых, 1 179 со смертельным исходом, 321 групповой нечастный случай.

Анализ типологии несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями, происшедших в 2018 году в организациях Российской Федерации, свидетельствует о том, что практически каждый третий несчастный случай (34%) произошёл в результате падения пострадавшего с высоты; 23% – в результате воздействия движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и механизмов; 13% – в результате падения, обрушения, обвалов предметов, материалов; 12% – в результате транспортных происшествий (из них 94% произошли на наземном транспорте).

В общей структуре причин несчастных случаев на производстве с тяжёлыми последствиями, происшедших в Российской Федерации, более 55% несчастных случаев обусловлены типичными причинами организационного характера: неудовлетворительная организация производства работ; нарушение правил дорожного движения; нарушение работником трудового распорядка и дисциплины труда; нарушение технологического процесса; недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда. Так, только по причине неудовлетворительной организации производства работ в 2018 году произошел каждый третий (31%) несчастный случай.


В 2018 году государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации проведено 128 420 внеплановых проверок, по итогам проведения которых выявлено 139 068 нарушений по охране труда. Сумма наложенных должностными лицами государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации административных штрафов составила (тыс. рублей):

  • за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 ст. 5.27 КоАП РФ (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ) – 628 839,2;

  • нарушение работодателем установленного порядка проведения

  • специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) на рабочих местах или ее непроведение (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ) – 159 544,6;

  • допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний

  • требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ) – 907 921,61;

  • необеспечение работников средствами индивидуальной защиты (ч. 4 ст. 5.27.1. КоАП РФ) – 311 546,09;

  • нарушение организацией, проводившей СОУТ, установленного порядка проведения СОУТ (ч. 1 ст. 14.54 КоАП РФ) – 13 953,56.


В 2018 году по поручению Председателя Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2017 г. № ДМ-П12-70пр Д.А. Медведева (приказ Роструда от 7 февраля 2018 г. № 76 «О проведении внеплановых проверок соблюдения гарантий прав работников при проведении специальной оценки условий труда») было проведено 663 проверки организаций, допущенных к проведению СОУТ.

Всего за время проведения внеплановых проверок государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации в Росаккредитацию были направлены материалы в отношении 136 организаций, допущенных к проведению СОУТ (в ходе текущего контроля – 92 представления).

Приостановлено действие аттестатов аккредитации лабораторий 34 организаций, допущенных к проведению СОУТ, действие 6 аттестатов аккредитации было прекращено.

В ходе проверок территориальными органами Роструда выявлено 705 нарушений законодательства о СОУТ. Более 1 000 нарушений были устранены в ходе проведения внеплановых проверок, в связи с чем не нашли своего отражения в актах проверок.

Сумма наложенных административных штрафов составляет 2 370 тыс. рублей. В том числе, к административной ответственности привлечено 18 должностных лиц – экспертов, проводящих СОУТ (в рамках текущего контроля - за нарушение организацией, проводившей СОУТ, установленного порядка проведения СОУТ (ч. 1 ст. 14.54 КоАП РФ) – 13 447 тыс. рублей).


Основными нарушениями, выявленными государственными инспекторами труда в 2018 году при проверке хозяйствующих субъектов по вопросам оценки условий труда, являются следующие нарушения:

  • непроведение работодателями СОУТ;

  • нарушение гарантий и прав работников при проведении СОУТ;

  • недоведение результатов СОУТ до сведения работников;

  • игнорирование результатов СОУТ при планировании и реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда при решении вопросов предоставления работникам установленных законодательством гарантий и компенсаций за условия труда.


В 2018 году получено 332 заключения органов исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации о проведении госэкспертизы условий труда в целях оценки качества проведения СОУТ, проведенной по представлениям должностных лиц госинспекции труда, из них по 146 заключениям приняты меры инспекторского реагирования.

За отчетный период должностными лицами государственных инспекций труда рассмотрено 465 случаев разногласий по вопросам проведения СОУТ (несогласие работников с результатами проведения СОУТ, жалоб работодателей на действия (бездействие) организации, проводящей СОУТ), из них по 384 случаям приняты меры инспекторского реагирования.

В государственных инспекциях труда в субъектах Российской Федерации в 2018 году зарегистрировано 108 065 деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в отношении рабочих мест около 3 232 981 работников.

На официальном сайте Роструда действует Модуль «Декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда».

Модуль позволяет вести реестр деклараций в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет», а также подавать декларации в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью работодателя.

Государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации регулярно в своей деятельности используют возможности Федеральной государственной информационной системы учета результатов проведения СОУТ.

 

 

Возврат к списку